Вопреки представлениям, ответ на этот, несколько извращенный вопрос прост. С одной стороны, мы имеем дело с дальновидными концепциями, полная реализация которых зависит от многих факторов, с другой стороны, мы можем говорить о некой миссии, которая заключается в стремлении к устойчивому развитию на транспорте. В обоих случаях мы должны осознавать, что это чрезвычайно дорогостоящие, сложные и долгосрочные мероприятия. Неудивительно, что в таких ситуациях оптимизм энтузиастов контрастирует со скептицизмом пессимистов.

С точки зрения классификации видов транспорта обсуждаемый вопрос относится к области трубопроводного транспорта, имея в виду решения в области транспортировки нефти, газа и жидкости, которые действуют уже много лет. Однако использование системы подземных трубопроводов для транспортировки, например, штучных грузов, несомненно, является новым качеством в логистике и показывает ее неисчерпаемый потенциал для инноваций. Более того, все подобные решения являются примером нового подхода к соблюдению требований ЕС в области сокращения выбросов парниковых газов. Они также могут быть противоядием от транспортных проблем, таких как заторы, с которыми сталкиваются городские агломерации.

CargoCap, или городская логистика будущего

 

грузоперевозки под землей

CargoCap — система электрических грузовых капсул, перемещающихся в туннеле, расположенном на глубине 6 м под землей, — это очень оригинальное решение, которое является результатом исследовательского проекта, выполненного в 1998-2002 годах группой ученых из Рурского университета Бохума (RUB) под руководством проф. Дитрих Штайн. В последние годы для проведения наземных испытаний капсулы создана специальная модельная линейка в масштабе 1: 2.

 

В контексте поиска альтернативных решений традиционному транспорту, идея Штейна прекрасно вписывается в сферу городской логистики и представляет собой интересную попытку решить проблему «последней мили». Целью создателей системы Cargo-Cap было альтернативное соединение логистических центров, расположенных за городом — с городскими хабами (центрами муниципальной консолидации), откуда товары доставлялись бы получателям (например, в магазины) на электромобилях и городских велосипедах. В первоначальных планах в качестве «испытательного полигона» был выбран 8-километровый участок между центром Бергиш Гладбаха и логистическим центром на автостраде А4. Однако улучшение городской логистики — не единственная область применения CargoCap. С точки зрения производственных компаний, важным преимуществом системы является также возможность ее использования во внутреннем транспорте, при котором транспортные капсулы могут перемещаться между перегрузочной станцией и производственным предприятием. В этом случае проектировщики предусмотрели вариант обратных потоков (для захоронения мусора или пустых контейнеров). Пока проект — как комплексная система логистики — не реализован. Ввод в эксплуатацию всей системы в центре Бергиш Гладбаха был запланирован на 2021 год, что, однако, кажется маловероятным, поскольку технико-экономическое обоснование все еще продолжается. Это амбициозное начинание является примером довольно парадоксальной ситуации: разработка концепции и создание работающего, чрезвычайно инновационного автомобиля и всей логистической системы — не единственная задача. Следующий шаг — преодолеть административные барьеры, убедить местные власти и жителей, согласовать противоречивые интересы различных органов. Тем не менее, сама идея не является утопией и в контексте растущего интереса к городской логистике и необходимости внедрения проэкологических решений — она будет реализована если не в месте предполагаемого использования, то в других местах. Поэтому следует надеяться, что реализация амбициозных планов будет лишь вопросом времени.

 

Люди над землей, грузы под землей

Слоган швейцарского консорциума Cargo Sous Terrain (CST) кажется довольно необычным, но с точки зрения экологии и городской логистики — это рациональное предложение. По сравнению с предыдущим решением функциональность CST аналогична, но масштабы и возможности использования подземного транспорта стимулируют воображение хотя бы потому, что туннель, по которому будут двигаться специально разработанные автономные транспортные средства, должен иметь длину 450 км и соединить несколько городов. Согласно планам, на первом этапе реализации проекта планируется ввести в эксплуатацию участок протяженностью 70 км. На его пути будет 10 хабов (автоматических станций погрузки и разгрузки), откуда грузы будут забирать операторы. По оценкам экспертов Rhenus Logistics, пропускная способность промежуточных станций (перегрузка и разгрузка) по маршруту составляет 1550 паллет / час. Сама машина может перевозить грузы, размещенные на двух поддонах, высотой до 2,4 м. С точки зрения функциональности всей системы ее создатели взяли на себя даже более сложную задачу, чем конструкторы CargoCap — они также предусмотрели дополнительную форму доставки, которая должна представлять собой канатную дорогу, проходящую в туннеле для транспортировки небольших грузов, таких как письма или посылки, движущихся со скоростью 60 км / ч. час

В отличие от немецкого CargoCap, подготовка проектных работ потребовала создания новой правовой базы для этого беспрецедентного инфраструктурного и логистического предприятия. Согласно последним заявлениям консорциума CST, законопроект о перевозках подземных грузов будет внесен в Федеральное собрание (парламент) осенью следующего года. Читая сообщения прессы и мнения некоторых политиков, можно испытать смешанные чувства по поводу успеха проекта; По мнению некоторых, весь проект слишком дальновидный, головокружительный с точки зрения строительства и поэтому чрезвычайно дорогостоящий (3,5 млрд швейцарских франков). Однако с исторической точки зрения швейцарцам следует сказать, что они имеют неоспоримый опыт в реализации инвестиций, связанных со строительством туннелей, примером которых является Готардский туннель.

О ранге обсуждаемого проекта свидетельствует, в том числе, тот факт, что его первым зарубежным партнером была калифорнийская Hyperloop One (ныне Virgin Hyperloop). В проекте участвует уже 31 организация, в том числе компании, представляющие сферу ИТ и логистики (включая SAP, Rhenus Logistics, SBB Cargo и Swiss Post). На проект возлагают большие надежды и торговые сети, хотя бы потому, что к его реализации были привлечены такие гиганты, как Migros и Coop. Хорошая новость последних недель заключается в том, что, несмотря на пандемию, работа, связанная с подготовкой проекта, продолжалась. Причем в начале июня этого года. консорциум привлек новых инвесторов. Завершение всего проекта намечено на 2031 год. Швейцарцы, по крайней мере, энтузиасты проекта, возлагают на него большие надежды. Если мерой потенциального успеха является ожидаемое сокращение движения тяжелых грузовиков на целых 40% к 2045 году, выгоды кажутся ощутимыми.

 

Подземный транспорт в … больнице

 

Австрийский Грац известен своим экологическим подходом к транспорту, например, благодаря наличию грузового трамвая на улицах этого города и, конечно же, одним из важнейших логистических центров в Европе, который является Cargo Center Грац (CCG). Еще более необычным примером решения, обслуживающего город и его жителей, является использование электромобилей в подвале университетской больницы (Медицинский центр Граца). В отличие от первых двух — все-таки футуристических проектов по использованию альтернативных видов транспорта, «грузовое метро» под больницей уже несколько лет успешно работает — и это любопытно (строительство транспортной системы, начатое в 2004 году, началось в 1999 году). Обстоятельства, связанные с существующей подземной инфраструктурой, безусловно, способствовали проекту. Для этого был использован туннель под больницей, приспособленный для современного транспорта, который был выдолблен в начале 20 века. Под землей перевозятся медицинские инструменты, постельные принадлежности, лекарства и питание, необходимые для функционирования больницы. Функциональность решения не ограничивается только доставкой в отдельные точки перегрузки — система работает и в обратном направлении — ежегодно с территории клиники вывозится 2800 тонн отходов, то есть большая часть из 3600 тонн отходов, образующихся на объекте. Для транспорта используются только электромобили, также в туннеле есть подземная грузовая станция. Проект австрийских дизайнеров — это не только интересный пример успешной реализации видения транспорта будущего, но и — в более широком смысле — уникальный пример функционирования госпитальной логистики.

 

Оптимистичный финал

 

Описанные решения напоминают оригинальный Hyperloop, хотя, например, по скорости передвижения ни одно из них не может сравниться с этой системой. Не об этом думали создатели CargoCap и Cargo Sous Terrain. Идея описываемых проектов заключается в осуществлении доставки с использованием технологии подземного транспорта на относительно короткие расстояния, со скоростью, позволяющей реализовать функции перегрузки и погрузки, а также интегрировать узловые точки с элементами наземной инфраструктуры (точки сбора). Их общая черта состоит в том, что они не ограничиваются использованием транспорта для функции снабжения «из пункта А в пункт Б», но являются частью инновационной, исключительно обширной логистической системы. Их успех произведет революцию не только в самом транспорте с точки зрения технологий, но и изменит нынешний подход к новым формам доставки.

Источник: https://ubi-logistic.com.ua/