Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Сделка по объединению активов крупнейшей в России лизинговой компании ГТЛК и «ВЭБ-лизинга» в рамках реформы институтов развития, включает передачу компании 79 воздушных судов (самолетов и вертолетов), которые сегодня принадлежат «дочке» ВЭБа, фондирования под эти активы и дополнительного капитала. Об этом заявил на брифинге гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих, отвечая на вопрос РБК.

«Когда формировалась «дорожная карта» [по объединению активов], мы изначально исходили из того, что эти активы должны быть комплиментарны деятельности ГТЛК. Прежде всего это авиационные активы, в том числе различные виды самолетной и вертолетной техники, которые мы планируем до конца года получить на свой баланс», — добавила заместитель гендиректора ГТЛК Юлия Локтионова.

Авиапарк ГТЛК на 31 декабря 2020 года состоял из 309 воздушных судов (160 вертолетов, 81 самолет региональной и малой авиации и 68 магистральных самолетов), так что передача активов «ВЭБ-лизинга» увеличит его примерно на 25,5%, до почти 400 судов.

На авиатранспорт приходится 34% лизинговой портфеля ГТЛК по объему инвестиций, общий объем ее инвестиций в авиационную промышленность более 370 млрд руб. Среди клиентов «ВЭБ-лизинга» — крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» и авиакомпания «Якутия».

«Мы, как ВЭБ, передадим [ГТЛК] наиболее интересные для вас активы из «ВЭБ-лизинга», и таким образом капитал в ГТЛК будет больше», — заявил предправления ВЭБа Игорь Шувалов в декабре 2020 года, выступая на панели «Сквозные» интеграционные проекты» в рамках форума Евразийского банка развития (ЕАБР). «Евгений Иванович, для вас у меня сейчас новая работа. Вы молодой, талантливый, попробовали уже самые разные направления, и теперь вам досталась крупнейшая лизинговая компания. И председателем правительства принято решение о формировании на базе ГТЛК даже большей компании», — сказал тогда он, обращаясь к Дитриху, который до прихода в ГТЛК в ноябре 2020 года возглавлял Минтранс.

Для института развития, такого как ВЭБ, «не очень правильно» заниматься лизингом самолетов Boeing или Airbus — это не поддержка российского производителя, поэтому госкорпорация будет выходить из этого бизнеса, пояснял позже первый зампред ВЭБа Николай Цехомский. Но в портфеле активов «ВЭБ-лизинга» в том числе предусматривается и поставка 30 новых российских самолетов МС-21 (не входит в 79 передаваемых судов), начало серийного производство которых планируется на 2022 год, уточнил теперь Дитрих. «Исходя из тех контрактов, которые заключал «ВЭБ-лизинг», они должны быть поставлены до 2027 года. Наши переговоры с Минпромторгом показывают их нацеленность на то, чтобы эта поставка состоялась», — добавил он.

Глава ГТЛК назвал МС-21, производство которого курирует Минпромторг, «очень перспективным самолетом». «С учетом того, что доля российских комплектующих в МС-21 существенно выше, чем в тех машинах, которые разрабатывались до этого, мы считаем, что он вполне конкурентоспособен на внутреннем рынке», — подчеркнул он. Глава «Ростеха» (контролирует Объединенную авиастроительную корпорацию, которая собирается выпускать этот самолет) Сергей Чемезов говорил в феврале 2021 года, что основная проблема при создании и разработке МС-21 — композитные материалы для крыла, которые Россия не могла самостоятельно производить и поэтому была вынуждена закупать их в США, но из-за санкций такие поставки стали невозможны. «Чтобы выйти из этой ситуации, было принято решение создать отечественный аналог. В результате совместной работы с «Росатомом» и институтами Академии наук это сырье было создано. Сегодня крыло для МС-21 проходит сертификационные испытания», — рассказал он.

«Вот эти 30 машин [MC-21] мы очень ждем, и их финансовая модель должна сложиться», — заключил Дитрих.

Но для рынка и клиентов важно, чтобы была здоровая конкуренция, в том числе равный доступ к мерам государственной поддержки через лизинг, говорил ранее РБК Дмитрий Ивантер, глава одного из крупнейших конкурентов ГТЛК «ВТБ Лизинг» и председатель совета НП «Лизинговый союз» Дмитрий Ивантер. «Не хотелось бы видеть, что следствием этого слияния [ГТЛК и активов «ВЭБ-лизинга»] станут дальнейшие государственные преференции для объединенной компании, которые уже сейчас есть у ГТЛК», — подчеркивал он. Например, постановление правительства «Об утверждении правил предоставления субсидий ГТЛК» предполагает возмещение компании потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю скидки по договорам лизинга подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта.