Чтобы система госуправления стала эффективной, ее нужно изменить с помощью восьми шагов, считают эксперты ЦПУР. Предлагается изменить законодательство о госслужбе, поменять систему оплаты труда и реформировать отделы кадров

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Проблемы госуправления

Эксперты проанализировали наиболее распространенные проблемы в сфере госслужбы и предложили способы их решения. Помимо прочего, они предложили реформировать работу кадровых отделов, пересмотреть требования к кандидатам на госслужбу и внедрить гибкий график работы. Эти и другие предложения есть в записке «Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения», подготовленной Центром перспективных управленческих решений (ЦПУР) при поддержке Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, компании «ЭКОПСИ консалтинг» и исследовательской группы «ЦИРКОН» (есть у РБК).

В записке проблемы, существующие в работе госслужбы, и меры по их решению разделены на восемь шагов. Первый из них подчеркивает, что системы управления кадрами и организации работы на госслужбе слишком зарегулированы законодательно. Кроме того, указанные в законах требования к кандидатам в госслужащие сильно устарели, сказано в документе. Чтобы решить эту проблему, эксперты предлагают пересмотреть требования к кандидатам и дать возможность самим госорганам устанавливать эти требования. Также нужно реформировать механизм установления зарплаты госслужащих и разрешить увольнять их, если они работают неэффективно.

Как проводилось исследование

В основу экспертной записки легли около 20 экспертных интервью, которые были взяты у представителей ФОИВов (федеральные органы исполнительной власти), которые либо возглавляют HR-департаменты, либо являются замруководителя органа власти, которые курируют вопросы кадров. Об этом РБК рассказал директор по исследованиям ЦПУР Михаил Комин. «Мы также работали с публичными данными, — уточнил он. — Расчеты по зарплатами сделаны по нескольким основным источникам — декларации о доходах госслужащих, выписке из обоснований бюджетных ассигнований и открытым данным Росстата». Были использованы и данные из других исследований РАНХиГС, ЦПУР и так далее.

Следующих шаг предполагает изменение системы премирования для работников системы госуправления. Сейчас оплата труда госслужащих слабо связана с результатами их работы, указывают авторы доклада. Премиальная часть составляет до 10% от общего содержания сотрудников, а ее размер остается на усмотрение руководства ведомств. Кроме того, зарплаты госслужащих зачастую неконкурентны: работники, занимающие должности вплоть до заместителя директора департамента ФОИВ, получают зарплаты ниже среднего уровня зарплат руководителей в коммерческом секторе в Москве. Чтобы решить эту проблему, предлагается выплачивать госслужащим премии по результатам достижения показателей эффективности, а также повысить базовый уровень зарплат для всех госслужащих.

Авторы записки также предлагают реформировать кадровые департаменты, которые сейчас в большинстве своем работают неэффективно, в полноценные HR-подразделения и привлечь туда компетентных специалистов. Также эксперты считают, что нужно разработать базовые требования к личным и профессиональным качествам госслужащих вне зависимости от их специализации. Критике авторов документа подверглась и «коридорно-кабинетная система организации пространства» в большинстве госучреждений. «Существенное количество опрошенных госслужащих считают, что их офисы не должны разительно отличаться от зданий бизнес-организаций, а порядка 70% готовы работать в пространстве без личных кабинетов», — сказано в записке. Чтобы разобраться с этой проблемой, нужно использовать гибкие рабочие пространства, говорится в документе.

Проблема в сфере госслужбы есть и с распределением должностей, уверены авторы записки. Соотношение численности руководителей и подчиненных на госслужбе нерационально: на одного руководителя приходится 1,5 исполнителя (хотя эффективное соотношение — от 2,5 исполнителя), сказано в документе. Чтобы решить эту проблему, необходимо дополнить линейку должностей и дифференцировать их функционал, уверены в ЦПУР.

Еще одна проблема связана с чрезмерной длительностью конкурсных процедур при найме на госслужбу. Из-за нее не получается отбирать лучшие кадры, а наиболее конкурентоспособные специалисты зачастую отказываются от госслужбы. Решение этой проблемы — введение большего числа срочных контрактов для работников в госуправлении, считают эксперты.

Другие проблемы

Хотя с большинством обозначенных проблем можно согласиться, их необходимо ранжировать, сказал РБК политолог Александр Пожалов. К примеру, вопрос организации рабочего пространства для госслужащих гораздо менее значим, чем проблемы реформы системы оплаты труда, мотивации и продвижения госслужащих, уточнил он.

При этом эксперту показалось странным, что в записке не обозначены такие проблемы, как формальное «закрытие сроков» исполнения поручений госслужащим без достижения результатов и избыточные временные затраты на разного рода совещания. Также есть проблема с приоритетным выполнением срочных поручений от вышестоящих органов в ущерб другим задачам. «Крен в порученческий формат работы может негативно влиять на выполнение системных, среднесрочных задач», — отметил Пожалов.

В проблеме продвижения кадров нужно не забывать и о нередкой кардинальной смене руководящего звена в случае замены главы ведомства. «Чаще всего как на уровне федеральных ведомств, так и регионов можно видеть, как новый руководитель приводит с собой со стороны людей на руководящие позиции, и это создает объективный потолок для карьерного роста специалистов среднего звена», — напомнил эксперт.

Пожалов напомнил о том, что при оценке записки нельзя уйти в сторону от политического контекста публикации доклада. «Он выходит в период выборов в Госдуму, когда все основные партии будут поднимать в том числе и вопросы качества работы бюрократии и реформы госслужбы, — сказал он. — Государственные и муниципальные служащие — это постоянно голосующая категория избирателей, и это в массе своей наиболее зависимая от государства категория, хотя давно уже нельзя говорить о том, что госслужащие поголовно голосуют за «Единую Россию».

По его мнению, политический контекст выхода записки важен, потому что высказанные там инициативы, связанные с повышением базовых зарплат чиновников и доли гарантированного дохода, — это темы, которые могут заинтересовать «Единую Россию». Напротив, другие предложения — прежде всего переход на срочные и проектные контракты, упрощение увольнения чиновников может быть остро воспринят госслужащими и стать проблемой для партии власти.

С предложениями о реформе госуправления выступали многие чиновники и политики. Так, в 2016 году предложение изменить госсистему в открытом письме президенту высказал глава правительства Дмитрий Медведев. Он заявлял, что в госуправлении нет системы взаимодействия между органами власти, необходимой для решения комплексных задач. Также отсутствует и внешний контроль за организацией работы ведомств, посчитал премьер-министр. Он утверждал, что система госуправления во многом сохраняет советские черты и опирается на старые методы контроля и мотивации. Владимир Путин тогда согласился с предложениями премьера. Еще одну административную реформу госуправления, в частности институтов развития, в прошлом году объявил новый глава правительства Михаил Мишустин.