Признаюсь, очень захотелось начать этот текст слегка отредактированной на злобу дня цитатой из замечательного фильма «Мимино». Чтобы к господину американскому президенту обратился колоритный герой Фрунзика Мкртчяна: «Слушай, Байден, я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся…» Ну а уже дальше про этот самый трап-эскалатор для Брежнева.

Вообще мистеру Байдену было бы очень полезно поподробнее ознакомиться с тем, как была организована техническая поддержка у знаменитого советского лидера. Ведь они с «дорогим Леонидом Ильичом» последних лет его правления оказались нынче буквально в точном соответствии с поговоркой – два сапога пара. Брежневу тогда было хорошо за 70 и президенту Байдену сейчас тоже хорошо за 70. Возрастные проблемы, появляющиеся в связи с этим, во многом наверняка совпадают. Так почему бы нынешнему хозяину Белого дома не учесть практический опыт своего «коллеги» из СССР?

Правда, если говорить конкретно о самодвижущемся трапе, то здесь возникает некоторая «накладочка». Дело в том, что, как рассказывал в свое время корреспонденту «МК» историк техники Игорь Ефимов, такую чудо-машину для ЛИБ наши умельцы сделали, однако качество ее заказчиков из Кремля не устроило. Пришлось в итоге воспользоваться услугами Запада.

Но обо всем по порядку.

— Начало этой эпопеи относится к осени 1979 года, — уточнил Ефимов. — К тому времени престарелый генеральный секретарь КПСС из-за болезней заметно подрастерял свои былые физические кондиции. Одной из самых острых проблем, возникших в связи с этим, оказались воздушные перемещения Брежнева. А точнее – подъем Леонида Ильича по трапу с летного поля аэродрома к двери его «борта №1». Советский лидер уже с трудом мог преодолевать достаточно узкий и крутой трап. А вдруг оступится и упадет на виду у направленных на него телекамер? И для здоровья угроза, и для врагов Страны Советов повод позлословить.

Чтобы уберечь Брежнева от подобного конфуза, было решено сделать для него специальный автоматический трап.

Таким предложением кремлевские «опекуны» генсека озадачили руководство Министерства гражданской авиации. А те в свою очередь переадресовали тему специалистам своего отраслевого Рижского опытного завода №85. Директора этого предприятия срочно вызвали в Москву, где замминистра «обрадовал» его неожиданным заданием: нужно срочно спроектировать и изготовить трап-эскалатор для подъема человека на борт лайнера Ил-62. Какого конкретно человека, хозяин кабинета не упомянул, но намеки его были достаточно прозрачными.

Ни у кого из специалистов восемьдесят пятого завода опыта по созданию трапов-эскалаторов не было. Пришлось спешно изучать специфику работы аналогичных лестниц-чудесниц, используемых в метро, а также в других местах, где они эксплуатировались, – например, в крупных универмагах, во Дворце Съездов… Также связались с профильным предприятием: завод по изготовлению стационарных эскалаторов находился в Донецке. Оттуда в Ригу доставили малый эскалаторный механизм, предназначенный для подъема людей на высоту одного этажа крупного общественного здания. Конечно, применительно к той задаче, которая была поставлена в данном случае, это был настоящий исполин. Требовалось его укоротить, а, главное, поставить на колеса, – чтобы эскалатор можно было оперативно подвозить к борту самолета.

Итогом разработок рижских конструкторов стала весьма габаритная «телега», которую предполагалось сделать в виде полуприцепа к грузовику-тягачу ЗиЛ-130. От того же грузовика подавалось электрическое питание, необходимое для приведения ступеней лестницы в движение.

Хотя задание было срочное, и специалисты на заводе трудились буквально днем и ночью, уложиться в первоначально отведенные сроки не удалось. Трап был готов лишь в начале 1980-го.

— Конструкцию свою сами заводчане прозвали «динозавром», — подчеркнул Ефимов. — Действительно, судя по воспоминаниям ветеранов, «зверюга» получилась та еще! Чтобы обеспечить достаточное электрическое питание для громоздкого эскалатора, мотор грузовика приходилось гонять на высоких оборотах. От этого стоял дикий рев, кроме того, из выхлопной трубы валили сизые клубы дыма. Антураж дополнялся также заметной вибрацией всей конструкции.

Увы, избавить свое детище от таких недостатков заводчане в связи с цейтнотом не успели. Отправили в столицу то, что получилось.

Доставленный во «Внуково» чудо-трап осматривала и проверяла в действии специально прибывшая комиссия из высокопоставленных чинов Министерства гражданской авиации и кремлевских товарищей. Посмотрели – и забраковали.

Не понравились грохот, дым, тряска механизма. А главные претензии были высказаны в адрес обычных, неподвижных ступенек, которые имелись в самом низу конструкции. Без них проектировщики не смогли скомпоновать эскалаторную систему. Получалось, что Брежневу, прежде чем он окажется на самодвижущейся части трапа, все-таки нужно будет прошагать с поля аэродрома по нескольким ступенькам. Это для одряхлевшего генсека было затруднительно.

Спешные попытки что-то переделать, улучшить, не дали результатов. А потому уникальную конструкцию, созданную на заводе №85, отправили в металлолом.

Убедившись в бесперспективности отечественного чуда техники, советским чиновникам пришлось прибегнуть к тому действию, которое категорически противоречит столь популярному ныне термину «импортозамещение». Для Брежнева приобрели трап-эскалатор, изготовленный зарубежной фирмой. Он не имел дефектов, отмеченных членами комиссии при испытаниях конструкции, изготовленной в Риге. Даже нижних неподвижных ступенек в нем не было, — лишь один небольшой шаг с уровня земли, и ты уже стоишь на движущейся вверх лестнице. Очень удобно для пожилого руководителя СССР!

Однако Брежнев оценить всех достоинств предназначенной для него обновки не успел. Пока договаривались о покупке трапа, пока его делали, везли из-за границы, пока налаживали и опробовали, — состояние здоровья Леонида Ильича уже сильно ухудшилось. А еще несколько месяцев спустя супер-орденоносного генсека не стало.

Впрочем, судя по некоторым обнаруженным сведениям, валюту тогда потратили все-таки не напрасно. Вероятно, именно брежневский трап-эскалатор пригодился несколько лет спустя, в 1985-м, для одного из последующих генеральных секретарей КПСС – Константина Черненко.

Константин Устинович занял высший пост в стране, будучи уже очень больным, физически ослабленным человеком. Так что история повторилась: чтобы поднять его на борт самолета нужен был трап-эскалатор. И такой механизм появился, скорее всего, это был извлеченный из дальнего складского угла немецкий агрегат, заказанный ранее для Брежнева.

О данной истории упомянуто в воспоминаниях бывшего шеф-пилота послебрежневских генсеков Алексея Майорова, опубликованных в 2002 году изданием «Аргументы и факты».

Алексей Григорьевич вспомнил о том, что их правительственный авиаотряд тогда, при Черненко, пришлось доукомплектовывать грузовым самолетом Ил-76, — этот «грузовик» понадобился для перевозки вслед за черненковским «бортом №1» специального трапа-эскалатора.

Вот как описывал шеф-пилот сам процесс доставки первого лица Советского Союза в салон его самолета: «…Еле успел развернуться на пятачке, как прибыл Ил-76 с эскалатором. Едва подогнали его к борту самолета, как и Черненко подвезли. Его буквально на руках поднесли к трапу два дюжих комитетчика, включили эскалатор. И он поехал к люку…»

Мистеру Байдену не мешало бы ознакомиться с опытом пожилых советских генсеков и взять его на вооружение. Тогда, глядишь, и не придется пресс-службе Белого дома в своих официальных комментариях ссылаться на сильный ветер, умудрившийся несколько раз кряду опрокинуть господина президента на ступени трапа.

Ветры, они ведь коварные. Лучше уж подстраховаться и воспользоваться достижениями техники.

Президент США Байден трижды споткнулся на трапе самолета

Смотрите видео по теме